Исследование Thomson Reuters: каждая пятая деловая женщина в России испытывает к себе предвзятое отношение на работе

По результатам опроса компании Thomson Reuters, каждая пятая деловая женщина в России время от времени испытывает дискриминацию на работе. Около половины (46%) опрошенных женщин верят в развитие социокультурного многообразия (diversity) в российских компаниях, а наибольшую обеспокоенность среди респондентов вызывает политика компаний в обеспечении женщинам равных с мужчинами прав, возможностей и ресурсов, а также отношение к людям с ограниченными возможностями.

Москва, 26 июня, 2017 – Компания Thomson Reuters, глобальный поставщик решений для бизнеса и профессионалов, опубликовала результаты исследования, проведенного 9 июня 2017 на традиционной встрече Женского клуба Thomson Reuters в Москве. Большинство участников представляют российские и международные организации от 1000 человек и занимают руководящие должности в различных подразделениях компаний.

На встрече под названием «Как многообразие рабочей среды делает нас эффективнее» гости обсуждали особенности многокультурной команды и влияние работы команд, состоящих из сотрудников разного возраста, национальности, пола, религии, образования, на прибыль и эффективность бизнеса.

Приглашенные спикеры поделились своими знаниями и опытом в области развития многообразия в компаниях. Ольга Булатова, партнер компании EY, рассказала об эффекте Медичи и провела тест на типологию личности Майерс-Бриггс; Инна Зайцева, создатель фото-проекта Wheeling Heart для людей с ограниченными возможностями, представила через фотоработы свой взгляд на проблему.

Основные выводы исследования:

  • Более двух третей опрошенных женщин (70%) не ощущают дискриминации в своей компании;
  • Абсолютное большинство (86%) уверены, что многообразие повышает креативность и развивает инновации;
  • Наиболее используемые методы управления многообразием – создание нетворкинг-групп и программы повышения квалификации;
  • Компании стремятся к культурному и гендерному разнообразию с целью увеличить прибыль; однако, гендерная политика компании беспокоит почти половину респондентов;
  • Около половины участников опроса (46%) верят в то, что внимание к вопросу многообразия в российских корпорациях растет.

Многообразие в российских компаниях

По результатам исследования, 21% респондентов сталкивались с дискриминацией на работе или знают о таких случаях. Большинство таких случаев – дискриминация по половому признаку (31%), авторитарный стиль управления (31%), а также дискриминация по возрастному признаку (13%).

Большинство опрошенных экспертов положительно оценили деятельность своих работодателей: 79% респондентов отметили большой разброс возрастов и навыков в своих командах, в то время как 75% отметили отсутствие дискриминации по религиозному или этническому признаку. В каждой пятой организации обсуждение многообразия выносится на повестку дня при обсуждении целей компании. С другой стороны, лишь 40% участников опроса указали, что в их компаниях высока доля женщин в руководстве, а 14% опрошенных отметили, что тема многообразия в компании обсуждается редко или вообще не поднимается.*

По мнению респондентов, компании стимулируют культурное и гендерное разнообразие в первую очередь для того, чтобы увеличить прибыль (82%). По мнению четверти опрошенных, вторая причина – улучшение репутации компании; менее десятой части (7%) объяснили это необходимостью соответствовать требованиям законодательства.*

Методы развития многообразия в команде

Согласно участникам опроса, для управления многообразием компании создают нетворкинг-группы (64%) и программы повышения квалификации сотрудников (61%). Четверть опрошенных отметили успешность менторских программ, а 18% – создание специальных организаций или рабочих групп по развитию многообразия.*

К ключевым вызовам в сфере развития многообразий компаний половина (46%) участников опроса причислила гендерную политику компаний (вопросы предоставления женщинам равных с мужчинами прав в компании), более трети – более внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями, а 29% – дискриминацию по возрастному признаку.*

Взгляд в будущее

В чем же сила многообразия, и почему это выгодно компании? Абсолютное большинство (86%) респондентов отметили, что в атмосфере многообразия сотрудники компаний более креативны и расположены к созданию инноваций. К тому же, разброс мнений приводит к более обдуманному и объективному процессу принятия решений (75%). Наконец, почти половина опрошенных (43%) считают, что благодаря смешению культур, происхождения и квалификаций сотрудников компании становятся более толерантными, а уровень дискриминации органично падает.

Около половины женщин в бизнесе (46%) верят в развитие корпоративного многообразия в России: по их мнению, большинство компаний сейчас не отдают предпочтения развитию разнообразия и включенности. 32% участников опроса настроены пессимистично: вопрос многообразия не интересует руководство российских компаний и еще не скоро станет для них значимым. Лишь 18% участников опроса считают, что динамика развития многообразия будет положительной.

* В ответе на этот вопрос респонденты могли выбрать более чем один ответ.