Кто мы – люди Thomson Reuters: Алексей Шахов

Представляем четвертое интервью из цикла «кто мы – люди Thomson Reuters». Наш следующий собеседник Алексей Шахов, директор по развитию корпоративного бизнеса, Thomson Reuters, рассказывает о своем увлечении фотографией.

 «Ближайший Эверест – выставка», Алексей Шахов, директор по развитию корпоративного бизнеса, Thomson Reuters, о нехватке времени, пленочном Olympus и желании делиться прекрасным.

 – Леша, спасибо, что нашел время.  Речь пойдет о фотографии, твоих работах, планах на будущее. Хотела бы начать с личного наблюдения. С появлением социальных сетей, гаджетов фотография перешла из разряда элитарного увлечения в новомодную тенденцию. Каждый, у кого в руках телефон, делает фото, которые затем выкладываются в интернет. Твои фотографии – это дань моде?

– Ты правильно сказала, что фотография в последнее время стала не просто доступна, а очень доступна. Я, наверное, сравню это с умением рисовать. Мы все умеем рисовать домики, человечков, солнышко. И мы не претендуем на то, чтобы эти наши каракули кто-то называл искусством (ну, большинство из нас). И только некоторые умеют действительно рисовать так, что полотна оживают. И даже каракули могут быть композиционно гармоничными. То же самое сейчас происходит с фотографией. Все фотографируют всё. Но большинство сделанных фотографий к искусству не относятся. Я думаю, мы просто еще не придумали отдельное слово, обозначающее такого рода результат фотографирования в широком смысле. У этого нового слова и цель другая, не связанная с искусством – как если бы у нас не было заимствованного слова «чатиться» и мы бы описывали переговоры в Watsapp как «написание романа». Хотя часть таких фото-результатов уже имеет название: «себяшечка» – отличный пример, отображающий и качество, и цель результата!

Зато у этого процесса есть и положительный эффект: для многих людей, не подозревающих о своем таланте фотографии, доступность съемки стало открытием самого себя. И тем не менее, фотографы с большой буквы,  профессионалы – это совершенно другой тип людей, обладающих искусством фотографии.

Моя же фотография – это не дань моде, это не профессия, это немного искусство, увлечение и один из способов получения удовольствия. С  детства я и рисовал, и фотографировал, и музыкой занимался, всегда был какой-то способ реализовывать творческие порывы.

Сейчас, когда много работы, когда посвящаешь время семье, детям, когда жизнь ускоряется с каждым днем, времени на творчество осталось мало. А фотография оказалась таким форматом, который позволяет отвлечься, окунуться в прелесть отснятых моментов, поделиться чем-то красивым, сокровенным.

–  Вернемся к истории.  С чего началось увлечение фотографией. Фотоаппарат «Смена»?

– Нет, не настолько старый. Осознанное увлечение началось в институте с пленочного Olympus Superzoom70.

Olympus Случайно подарили?

– Нет, сам купил. Именно поэтому рассматриваю его как «первый и осознанный». До этого были не мои – родительские. Это одна из первых покупок, на которую я сам заработал деньги. А потом летом поехали с друзьями на Волгу, откуда привез фотографии, которые оказались открытием как себя самого, так и фотоаппарата. Они получились намного лучше, чем я ожидал.

А вообще помните Идеального сыщика из Бременских музыкантов? Я с детства мечтал, чтобы у меня был такой фотографирующий глаз. Ты видишь красивый момент и сразу его фиксируешь.  Так вот я почти везде носил с собой этот фотоаппарат, но новые телефоны с приличной камерой практически подарили мне «фотоглаз».  Свой первый более-менее продвинутый Nokia (N73) я покупал не ради кнопок и функциональности, я выбирал исходя из возможностей камеры.  Сейчас, конечно, без слез на эти фотографии не взглянешь. А вот iPhone 5 превратил мое увлечение уже в полноценное хобби.

Когда появился Instagram и приличные приложения – графические редакторы, и качество фотосъемки стало достаточно хорошим, чтобы с этим можно было экспериментировать, только тогда, где-то года три назад, я начал публиковать свои работы в сети. При этом я не просто отдаю эту фотографию в общество, я делюсь своими эмоциями, стараюсь донести до других то прекрасное, что нас окружает. И не надо за ним ехать далеко. Оно тут, рядом, на нашей же улице, над нами в небе. Надо только поднять голову.

– Твои фото –  городские картины, урбанистика. С это чем-то связано? Почему не студийная или портретная съемка.

– На самом деле все просто. Ограничение по времени, перемещению и по наличию камеры под рукой. Студийная съемка требует совершенно другой аппаратуры и большего времени.  Урбанистика – потому, что я люблю архитектуру, и потому что люблю город, в котором живу. Это моя Москва. При всех нюансах и странностях нашего города стараюсь найти, что радует глаз. Поймать особенный момент среди происходящего на улице. Это самое ценное.

– Как ты решаешь, что пойдешь фотографировать? Специально идешь на охоту за фотографиями?

– Если куда-то еду в путешествие – со мной всегда зеркалка с набором объективов, телефон и фотонасадки на телефон. В обычное рабочее время целенаправленно не снимаю. Иногда решение приходит спонтанно. Выглядываю на улицу, вижу сумасшедшее освещение или небо нестандартного цвета. Тогда отправляюсь на поиск композиции. Или смотрю по сторонам, понимаю, что это «тот самый кадр». Достаю телефон, фотографирую. Со временем приходит опыт – когда вижу, что при этом освещении, движении толпы, отражении человека, получится редкий кадр. Второй момент – интуиция. Когда понимаю, что может выстроиться композиция, но не хватает деталей. Тогда просто жду.

– Среди фотографий есть те, которые стоят перед глазами? Самая страшная или милая фотография? Котенок целуется с ромашкой, например.

–  Ми-ми-мишки, котята, цветочки, еда – не мой жанр однозначно! А если серьезно – есть эпохальные (для меня) фотографии, с которых начинал понимать кадр по-другому. Будь то композиция, настроение, цвет, или история в кадре. К таким относится тень от женщины, сидящей на лавке, отражение здания МИДа в весенней луже, свет от солнца в церкви, поздравление с днем рождения, нарисованное фонариком, многие другие. Каждая добавляла свою часть возможной композиции, технику съемки и последующей обработки фотографии.

 – Думал о том, чтобы попробовать другие направления?

– Репортажная съемка. Учусь по фотографиям, слежу за работами коллег из Reuters. Пробую понять нюансы репортажной съемки. Угадать дальнейшее движение, предугадать историю, сюжет, в который захотелось бы возвращаться.

Еще одно новое для меня направление – фотографирование с квадрокоптера. Купив первый коптер чуть больше назад, сейчас жду с нетерпением теплых дней. Это не только удовольствие от съемки, возможность увидеть знакомые места с небольшой высоты, это еще и абсолютное погружение в полет, ощущение свободы и простора.

– Ты упомянул об учебе. Как думаешь, нужно ли учиться в школах, ходить на курсы? Или любой может фотографировать?

– Я самоучка. И я непрофессионал. Понимаю, что достиг определенного уровня. Чтобы двигаться дальше, нужно серьезно заниматься. Проблема заключается в большом количестве учителей, курсов, видео роликов. Сложно подобрать нужный материал, его просто слишком много. Поэтому вдохновляюсь фотографиями профессиональных фотографов, читаю литературу. Из последних книг, которую я читаю очень вдумчиво – книга Александра Лапина «Фотография как…» – очень детальный учебник о фотографии с научной точки зрения. Как глаз читает фотографию. Как правильно выстроить композицию. Очень интересно, многое, что чувствовал подсознанием, но не понимал, объяснено на пальцах и очень подробно. Не получается читать по диагонали.

Сейчас есть возможность пообщаться с людьми, которые также увлечены фотографией, подсмотреть какие-то нюансы, научиться у них видению мира. Рано или поздно ты схватываешь самое лучшее, и учишься у других любителей и профессионалов. А самое интересное, это когда ты выходишь на какой-то уровень, и сам кого-то тоже начинаешь учить.  Это прекрасный момент, это воплощенное желание делиться чем-то прекрасным.

 – Твои фотографии входили в топ фото «Лучшие виды Москвы». Были ли еще такого рода знаковые события?

– Одну из моих любимых фотографий  –  ночное небо в Подмосковье –   опубликовали в National Geographic Россия. Такое вот признание. Значит, есть к чему стремиться. Одно из фото сообществ в Instagram проводило международный конкурс на лучшую фотографию.  Мои фото назвали лучшими среди представленных работ. А так я время от времени участвую в малых и не очень конкурсах. Это необходимо.

 – Каждый, кто серьезно относится к увлечениям, ставит цели. Для пловцов – переплыть Босфор. Для альпинистов – покорить Эверест. Каким будет твой Эверест?

– Ближайший Эверест – выставка. Накопилось много фотографий. Не все работы опубликованы. Есть желание это все систематизировать, по-новому взглянуть на сделанные фотографии. Но когда задаюсь вопросом «будет ли выставка», возникает следующий вопрос – «выставка о чем?» Нужна объединяющая тема. Вынашиваю идею сделать выставку – серию фотографий о Москве, как это тривиально не звучит. Но когда начал подбирать фотографии, выяснил, что фото сделаны по одному маршруту. Нужны новые фотографии под выставку. И важно понять, что я хочу реализовать в этой выставке, какие эмоции донести. На это потребуется время.

– Что ты получаешь от фотографии?

– Фотография – это энергия. Это возможность творить, возможность компенсировать нехватку времени на творчество. Это также возможность побыть наедине с собой, зарядиться положительной энергией. Фотография – это возможность найти новых знакомых, научиться новому, поделиться успехом с другими. Фотография погружает в другой мир, который точь в точь повторяет этот мир, но при этом дает возможность пережить один и тот же момент несколько раз.

 

img_5451 img_5450 img_5431 img_5423 img_9682 img_6886 img_5029