Нефтегазовый еженедельник RPI: Транснефть хочет заменить тяжёлую нефть Казахстана лёгкой каспийской

Транснефть попросила Казахстан улучшить качество транзитной нефти на маршруте Махачкала-Новороссийск в попытке понизить содержание серы в смеси и в случае отказа рассматривает возможность замены казахстанских ресурсов легким сырьем из Туркмении.

Однако, считают источники в отрасли, усилия Транснефти могут оказаться тщетными: казах­станские производители вряд ли смогут выпол­нить пожелание российской транспортной моно­полии, а туркменская нефть не заменит в полном объеме казахстанскую, что грозит «осушением» маршрута Махачкала-Новороссийск.

Повышение показателя серы в транспортируе­мых в западном направлении нефтяных потоках – давняя головная боль Транснефти, которая уси­лилась на маршруте Махачкала-Новороссийск после сокращения с середины этого года про­качки каспийской нефти Лукойла, что привело к увеличению доли в потоке тяжелого мангышлак­ского сырья из Казахстана.

SOCAR и туркменские производители, которые поставляют нефть по этому маршруту, имеют право отгружать своё сырье из Новороссийска с качеством Siberian Light, что поддерживает эко­номику их поставок.

Жажда качества

Транснефть в сентябре направила письмо в адрес трубопроводного оператора Казахстана Казатрансойла, в котором проинформировала партнера о намерении улучшить качество нефти на маршруте Баку-Тихорецк с 2017 года.

«Прошу Вас, начиная с 1 января 2017 года обе­спечить сдачу нефти в пункте Махачкала с каче­ственными параметрами: содержание серы – не более 0,6%, плотность – не более 845 килограмм на кубометр», – говорится в документе. Ранее предельные показателили на этом направлении были 1,2% для серы и 915 килограмма на кубо­метр – по плотности. В противном случае Транс­нефть готова «рассмотреть возможность приема нефти (с параметрами, превышающими указан­ные значения) в грузопоток Атырау-Самара». Получить официальный комментарий Транснеф­ти Рейтер не удалось.

Мининстерство энергетики Казахстана написа­ло ответное письмо в Минэнерго РФ, в котором назвала требование Транснефти нарушающим соглашение между Россией и Казахстаном о транзите нефти в объеме 2,5 млн тонн в год, со­общили трейдеры.

Надежда на Туркмению

По словам трейдеров, обеспечить увеличение по­ставок туркменистанского сырья, заместив ими казахстанские, Транснефти пообещали торговые компании Areti Trading и United Petroleum, кото­рые закупают нефть по контракту у производите­лей Dragon Oil и Eni Turkmenistan.

Эти торговые дома обратились в Транснефть, за­явив, что планируют нарастить поставки через Махачкалу почти в 3 раза с менее 1 млн тонн в этом году. «Транснефть надеется, что Туркмения будет поставлять в Махачкалу 2,5 млн тонн неф­ти в год, заменив казахстанскую тяжелую нефть. В результате нефтепровод Махачкала-Новорос­сийск становится «легким», – сказал трейдер.

Трейдеры не уверены, что заявки поставщиков туркменской нефти будут выполнены. «Пробле­ма в том, что экономика поставок туркменского сырья через Новороссийск совсем не так хоро­ша, чтобы наращивать поставки в несколько раз, вряд ли торговые компании будут работать себе в ущерб», – сказал источник в отрасли, знакомый с торговлей ресурсами Туркмении. В настоящее время основные объемы туркменской нефти, око­ло 3 млн тонн в год, экспортируются по нефте­проводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и через порт Батуми.

Другой трейдер отмечает, что тендеры на закупку туркменского сырья в 2017 году будут закрыты в ноябре-декабре и не факт, что United Petroleum и Areti удастся закупить необходимый объем.

Трейдеры сомневаются

Участники рынка считают, что Казахстан не смо­жет заменить тяжелую мангышлакскую нефть легкими сортами, такими как Кашаган или Тен­гиз, которые поставляются в Каспийский трубо­проводный консорциум (КТК). «Казахстан вряд ли будет поставлять легкую нефть в Махачкалу, Кашаган не пойдет в Махачкалу, даже если тариф (на нефтепроводе Махачкала-Новороссийск) бу­дет нулевой», – считает трейдер.

Перенаправление сырья по трубопроводу Аты­рау-Самара так же представляется производи­телям мангышлакской нефти не слишком при­влекательным, поскольку экономика на этом направлении уступает поставкам в Махачкалу.

В этой связи более вероятны маршруты в обход России. «Казахстан ищет альтернативные на­правления экспорта, среди которых рассматри­ваются Актау-Баку-Батуми, Актау-Баку и далее в нефтепровод БТД, не скидываются со счетов по­ставки нефти в Иран, а также на НПЗ Азербайд­жана», – сказал трейдер.

Основными поставщиками нефти из Казахстана в РФ через Махачкалу являются производите­ли мангышлакской нефти – Каражанбасмунай и Бузачи, небольшие объемы более легкого сырья поставляет через этот порт компания Эмир ойл.

Алла Афанасьева, Ольга Ягова

Нефтегазовый еженедельник RPI: Выпуск IV, N45, 1-7 ноября 2016г.

Подробнее о Нефтегазовом еженедельнике Russian Petroleum Investor