Ежегодное исследование Thomson Reuters «Знай своего клиента»: финансовые организации инвестируют до 500 миллионов долларов в год в изучение своих клиентов, но клиенты недовольны

По результатам ежегодного исследования Thomson Reuters («Знай своего клиента»), 89% корпоративных клиентов финансовых учреждений по всему миру не имеют положительного опыта, связанного с процедурами KYC. 13% из них в результате сменили финансовую организацию.

Москва, Россия, 8 июня 2016 года – Компания Thomson Reuters опубликовала результаты ежегодного масштабного исследования, посвященного глобальным изменениям в политике Know Your Customer («Знай Своего Клиента»). В опросах, проведенных в начале 2016 года, с равным соотношением респондентов на ведущих региональных рынках Европы, США, Южной Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, приняли участие 772 респондента из финансовых организаций и 822 респондента из корпораций. Все они соблюдают принципы KYC, включая процедуру приема клиентов на обслуживание и проверку их финансового состояния.

Согласно параллельным исследованиям финансовые учреждения и их корпоративные клиенты имеют различные мнения о том, какой результат получают финансовые фирмы от ежегодного вложения средств в размере 500 миллионов долларов США в изучение своих клиентов.

Опрос выявил один глобальный тренд: затраты на процедуру KYC и ее сложность растут и отрицательно влияют на бизнес. Средний объем расходов финансовых фирм на выполнение своих обязательств составляет 60 миллионов долларов США, однако некоторые тратят до 500 миллионов долларов США на соблюдение принципов KYC и проверку финансового состояния клиентов.

«В России расходы на процедуры KYC до настоящего времени были не очень велики и включали в себя, главным образом, расходы на заработную плату специалистов, базы и ИТ-решения, которые позволяют управлять процессами KYC, – прокомментировал Олег Курзанов, глава подразделения Governance, Risk & Compliance компании Thomson Reuters. – Однако в связи с изменениями, связанными с развитием правоприменительной практики, ужесточением наказания за нарушения и постановлениями регулятора, в ближайшем будущем надо ожидать роста расходов на KYC. Понятие KYC расширяется, начинает включать в себя все более новые области применения, и деятельность эта определяется новыми инструкциями и законами, и требуют новых или более сложных решений».

Нехватка человеческих ресурсов и множество нормативных изменений — вот главные проблемы, волнующие финансовые учреждения. Между тем параллельный опрос их корпоративных клиентов показал, что 89% клиентов не имеют положительного опыта, связанного с KYC, а 13% в результате сменили финансовую организацию.

«Профессия комплаенс-менеджера – новая для российского рынка, так как официально закрепилась только в 2014 году в силу изменений в Положении ЦБ 242-П, – сказал Олег Курзанов. – В силу «молодости» этой специальности, российский рынок испытывает недостаток в высококачественных специалистах, которые знают международные и российские требования. При этом мы видим, что качество специалистов, которые уже работают во внутреннем контроле, аудите, службе финансового мониторинга и рисков, очень высокое. Список требований к этим специалистам и список сертификатов, которые они должны иметь, впечатляют».

Что касается увеличения объема нормативных требований, по мнению Олега Курзанова, в России важно именно ужесточение наказаний за нарушения, а не рост количества нормативных требований KYC. «Основной закон, регулирующий этот вид деятельности, практически не менялся за последние 15 лет. Однако если раньше целый ряд компаний вели KYC «для галочки», то теперь вследствие нарушений требований KYC банк может понести серьезное наказание, вплоть до потери лицензии. Все это привело к тому, что к KYC сейчас относятся крайне серьезно», говорит г-н Курзанов.

Как утверждается в глобальном исследовании, и финансовые организации, и их корпоративные клиенты едины во мнении, что увеличение длительности процедуры KYC существенно осложняет прием клиентов на обслуживание и взаимоотношения с ними. По сравнению с прошлым годом время на оформление нового клиента увеличилось на 22%, в следующем году ожидается рост еще на 18%.

Кроме того, 30% корпоративных респондентов заявили, что прием клиентов на обслуживание занимает более двух месяцев, 10% из них сообщили, что тратят на это свыше четырех месяцев и за это время общаются с банком в среднем восемь раз.

Политика KYC по-прежнему лежит тяжким бременем на финансовых организациях. Согласно отчету, больше всего их волнует нехватка компетентных сотрудников. Половина респондентов заявила, что количество людей, решающих вопросы KYC, за последний год увеличилось. Большинство также сошлось во мнении, что еще одной проблемой являются нормативные изменения, связанные с политикой KYC: 87% банков и 75% инвестиционных управляющих, считают, что перемены в нормативной и законодательной базах оказывают наибольшее влияние на процессы KYC.

Они создают проблемы не только для финансовых организаций, но и для их клиентов. Примерно 70% финансовых учреждений считают, что все или большинство их клиентов прогнозируют существенные изменения статуса KYC, например, изменение бенефициарного права собственности. Однако около 30% корпоративных респондентов заявили, что предусмотрительно держат свои финансовые организации в курсе.

Значительная часть банков (69%) отметили, что уровень взаимодействия регулирующих органов с их организацией в отношении KYC и проверки финансового состояния клиентов вырос. 70% топ-менеджеров финансовых организаций признались, что за последние 12 месяцев уделяли изменениям в политике KYC больше времени и внимания.

Дополнительную информацию или копию опросов Thomson Reuters по проблемам KYC за 2016 год можно получить здесь: bit.ly/2700bha (для финансовых организаций) и tmsnrt.rs/1Ts3t2E (для корпораций).