Основной индекс потребительских настроений Thomson Reuters/Ipsos в России снизился

Москва, Россия, 15 сентября 2015 г. – Компания Thomson Reuters, лидирующий поставщик аналитической информации для бизнеса и профессионалов, сегодня опубликовала основной ежеквартальный индекс потребительских настроений для России. По результатам анализа, проведенного Thomson Reuters/Ipsos, восприятие российскими потребителями собственного финансового положения, оценка инвестиционного климата в стране, а также экономические ожидания ухудшились по сравнению с прошлым месяцем. Однако уверенность в надежности трудоустройства повысилась по сравнению с прошлым месяцем.

Основные изменения индекса потребительских настроений за последний месяц:

  • Наиболее серьезное падение индекса отмечено в ожиданиях относительно инвестиционного климата в России: по сравнению с августом российский «индекс инвестиций» снизился на 6 процентных пунктов, до 30,5.
  • «Индекс ожиданий», обозначающий экономические ожидания, сочетающие как индивидуальные, так и общие взгляды на состояние экономики, упал на 5,3 пункта.
  • «Индекс текущих условий», отражающий восприятие нынешней финансовой ситуации, снизился на 3,7 процентных пункта
  • «Индекс рабочих мест», показывающий индивидуальное ощущение уверенности в своей работе, вырос на 3,5 процентных пункта.

Индекс потребительских настроений в России в течение августа снизился на 2,9 процентных пункта. Ежемесячное значение индекса рассчитывается по четырем субиндексам более низкого порядка, перечисленным выше. Например, в течение последнего года российский индекс настроения потребителей опустился до своего минимума в феврале 2015 г. – до 33,5 процентных пункта. Наивысшее значение этого индекса за период с сентября 2014 по сентябрь 2015 г. наблюдалось в сентябре 2014-го – 47,6 процентных пункта.

Основной индекс потребительских настроений определен на основании результатов опросов, проведенных компанией Ipsos в сети Интернет с 21 августа по 4 сентября 2015 года. В ходе исследования были опрошены 500 человек в возрасте от 16 до 64 лет из интернет-выборки компании Ipsos.

Данный опрос является выборочным для онлайн-сообщества страны, поэтому не отражает мнения всего населения. Однако онлайн-выборка ценна сама по себе, поскольку представляет образованных городских жителей с доходом выше среднего, которых часто называют «потребителями высшего уровня» или «основными потребителями».

Основной индекс потребительских настроений Thomson Reuters/Ipsos в России, рассчитываемый с 2010 г., – это ежемесячное общегосударственное исследование мнений потребителей о текущем и будущем состоянии местной экономики, собственного финансового положения, сбережений и уверенности в крупных инвестициях. Этот индекс включает в себя четыре субиндекса: индекс текущих условий, индекс ожиданий, индекс инвестиций и индекс рабочих мест. Основной потребительский индекс рассчитывается относительно базового уровня 100. Таковым считается индекс на момент его введения в январе 2010 г. Численное значение индекса рассчитывается с использованием данных опросов.

Ответы разделяются на верхний блок (положительные) и нижний блок (отрицательные).
С использованием пропорционального анализа стоимости были разработаны стоимостные оценки положительных и отрицательных ответов на каждый вопрос. Амплитудой для каждого вопроса служит разность между положительной и отрицательной оценкой. Коэффициентом важности, т. е. окончательным весовым коэффициентом каждого вопроса в индексе, является амплитуда вопроса, разделенная на суммарную амплитуду всех вопросов. Весовой коэффициент верхнего блока для каждого вопроса рассчитывается делением положительной оценки на амплитуду каждого вопроса. Аналогично, весовой коэффициент нижнего блока для каждого вопроса рассчитывается делением отрицательной оценки на амплитуду каждого вопроса.

При составлении основного индекса настроения потребителей задаются следующие вопросы:

  • Как бы вы охарактеризовали текущую экономическую ситуацию в России? Является ли она очень хорошей, в определенной степени хорошей, в определенной степени плохой или очень плохой?
  • Оцените текущее состояние экономики в своем регионе по шкале от 1 до 7, где 7 означает очень сильную, а 1 – очень слабую экономику.
  • Ожидаете ли вы, что экономика вашего региона в предстоящие шесть месяцев станет значительно сильнее, в определенной степени сильнее, останется примерно на том же уровне, станет до определенной степени слабее или значительно слабее, чем сейчас?
  • Оцените свое нынешнее финансовое положение по шкале от 1 до 7, где 7 означает очень прочное, а 1 – очень слабое положение.
  • Ожидаете ли вы, что ваше личное финансовое положение в следующие шесть месяцев станет значительно лучше, в определенной степени лучше, останется примерно на том же уровне, станет до определенной степени хуже или значительно хуже, чем сейчас?
  • Считаете ли вы, что у вас больше или меньше возможностей для крупных покупок (дом, автомобиль) сейчас, чем 6 месяцев назад?
  • Считаете ли вы, что у вас больше или меньше возможностей для текущих покупок сейчас, чем 6 месяцев назад?
  • Считаете ли вы, что гарантии занятости для вас, вашей семьи и знакомых сейчас выше или ниже, чем 6 месяцев назад?
  • Вы сейчас больше или меньше уверены в своих возможностях инвестировать
    в будущее, включая возможности накоплений на собственную пенсию или образование детей, чем 6 месяцев назад?
  • Теряли ли вы, кто-либо из членов вашей семьи или ваших знакомых работу за последние 6 месяцев в результате сложившейся экономической ситуации?
  • Насколько вероятно, по вашему мнению, что в предстоящие шесть месяцев вы, кто-либо из членов вашей семьи или ваших знакомых потеряет работу в результате сложившейся экономической ситуации?

Точность онлайн-опросов, проводимых Thomson Reuters/Ipsos, измеряется с использованием байесовского доверительного интервала. В данном случае доверительный интервал опроса составляет +/- 5,0 процентных пунктов для взрослой аудитории. Более подробные сведения о байесовском доверительном интервале – http://www.ipsos-na.com/news-polls/pressrelease.aspx?id=5836