Нефтегазовый еженедельник RPI: Казахстан сопротивляется угрозе дефицита топлива в период ремонтов

Казахстан надеется избежать дефицита топлива в сентябре благодаря увеличению запасов и росту переработки в августе, накануне плановой профилактики НПЗ, однако участники рынка сомневаются, что Астана, на треть зависящая от российского импорта, сможет получить достаточно ресурсов из России в сезонный пик спроса по обе стороны границы.

Трейдеры считают, что без повышения предельных цен, регулируемых государством, Казахстану вряд ли под силу привлечь российский бензин, но даже этой меры может быть недостаточно, так как РФ сама будет нуждаться в топливе из-за выбывающих на ремонт мощностей НПЗ, а сезонное подорожание нефтепродуктов может стать ба­рьером для их ввоза в Казахстан. «Самая опасная ситуация – сентябрь: встанет на ремонт Павлодарский НХЗ, в России тоже ремонты, импорта может не хватить», – сказал источник, близкий к правительству республики.

Казахстан притягивает российских производителей из-за отсутствия экспортной пошлины на нефтепродукты, которые с января 2014 года поставляются в рамках согласованных Москвой и Астаной, партнеров по Таможенному союзу, квот. Но регулирование топливного рынка приводит к неравномерности импортных поставок и бросает Казахстан от профицита к дефициту.

rpi-28-07

Работа над ошибками

Казахстан в августе-октябре прошлого года пережил острый дефицит топлива и в этом году, чтобы не наступить на те же грабли, решил заранее подготовиться к сезонной профилактике на двух из трех своих заводах – Павлодарском и Атырауском, нарастив запасы нефтепродуктов и увеличив переработку нефти.

Так, по данным Минэнерго, к началу июля объем запасов самой популярной марки бензина А-92 в хранилищах страны составил около 262 тыс. тонн, что на 15% превышает показатель соответствующего периода прошлого года. «В июль мы вошли с хорошими запасами (топлива), на август тоже хватит», – отметил источник в отрасли. Кроме того, НПЗ Казахстана в июне-июле нарастили переработку нефти до 1,4-1,5 млн тонн с 1,2 млн в мае, в то время как в сентябре этот показатель должен упасть до 0,95 млн тонн.

Однако, по мнению источников, без импортных нефтепродуктов Казахстану не обойтись, а для этого может потребоваться вмешательство Минэнерго. «Законодательных аргументов к повышению предельных цен (на топливо) нет, но если надо будет, то Минэнерго волевым решением это сделает», – сказал источник.

«В августе российские поставщики традиционно накапливают бензин перед ремонтами (НПЗ), импорт снижается, а цены растут. Возможно, придется повышать розницу (в Казахстане)», – говорит трейдер. «В РФ свои проблемы – тоже ремонты, в Белоруссии ремонты, поэтому повышение цен в Казахстане – необходимая мера», – полагает он.

Минэнерго подсчитало, что объем производства бензина А-92 в сентябре сократится до 91,56 тыс. тонн. При среднем объеме потребления 250 тыс. тонн в месяц стране необходимо получить около 100 тыс. тонн российского топлива А-92, без которых резервные запасы сократятся до критическо­го уровня – ниже 100 тыс. тонн, считает источник.

Баланс дизельного топлива не внушает опасений руководству отрасли в связи с имеющимися значительными запасами на нефтебазах страны. «Дизтоплива хватает, на дизтопливо будет продлен запрет на ввоз до конца августа, импорт будет нужен только в сентябре», – сказал источник, близкий к Минэнерго.

Правительство Казахстана, справившись с профицитом бензина в начале текущего года, с 21 апреля отменило эмбарго на его импорт, действовавшее с 5 марта, повысив предельную розничную цену А-92 на 9%, после чего ввоз увеличился в 3 раза в мае.

В прошлом году в Казахстане действовало ограничение на импорт бензина А-92 из РФ с 10 мая, а дизельного топлива и А-80 – с 20 июня до 29 июля, что привело к существенному снижению поставок российских нефтепродуктов. Запо­здалое повышение розничной цены на А-92 с 21 августа не стало стимулом для притока необходимых объемов из России, поэтому государственной компании Казмунайгаз пришлось закупать нефтепродукты в РФ и в Белоруссии с убытками для себя.

Сколько стоит дефицит

По оценке участников рынка, для привлечения импорта из России в Казахстан в период высокого спроса на бензин необходимо выровнять казахстанские цены с российскими, но аппетит поставщиков РФ опережает сезонное удорожание продукта. «Цена на бензин из России уже зашкаливает – в северные области (Казахстана) еще можно везти, а на юг уже не проходит (по цене)», – сказал трейдер.

По данным источника в отрасли, расчетная сто­имость российского бензина А-92, закупленного по средней цене в июле $535/т (на границе, без налогов Казахстана) на АЗС в Астане, составля­ет 107 тенге за литр с учетом налогов, расходов импортёра, обслуживания АЗС и плотности 0,740 г/см куб, в Алма-Ате – уже 115 тенге за литр при предельной розничной цене 108 тенге за литр.

Стоимость А-92 на АЗС, с учетом максимальной цены российского продукта в июле $575/т, увеличивается до 113 тенге за литр в Астане и до 121 тенге в Алма-Ате. Цены внутреннего рынка РФ на А-92 класса Евро-5, приведенные к границе с Ка­захстаном, составляют $515-540/т.

rpi-28-07-2

Алла Афанасьева

Нефтеназовый еженедельник RPI: Выпуск III, N30, 28 июля – 3 августа 2015г.
Подробнее о Нефтегазовом еженедельнике Russian Petroleum Investor