Исследование Thomson Reuters: 82% опрошенных представителей компаний в России обеспокоены проблемой мошенничества

  • 80% участников исследования считают, что объем информации, публикуемой регулятивными органами, увеличится в 2015 году
  • 82% опрошенных представителей компаний в России обеспокоены проблемой мошенничества, 74% – взяточничеством и коррупцией, 66% – проблемой отмывания денег, а 61% респондентов обеспокоены проблемой манипулирования рынком
  • По результатам глобального исследования Thomson Reuters, 70 % участников опроса ожидают в следующем году увеличения объема информации, публикуемой регулятивными органами

Москва, Россия, 25 мая 2015 г. — Компания Thomson Reuters, лидирующий поставщик аналитической информации для бизнеса и профессионалов, опубликовала результаты опроса об основных вызовах и угрозах, с которыми сталкиваются специалисты по комплаенс и рискам в России, а также об изменениях, происходящих в политике компаний по предотвращению финансовых преступлений. Опрос проводился в рамках 2-го ежегодного GRC форума компании Thomson Reuters, прошедшего в апреле 2015 года в Москве. В опросе приняли участие 50 топ-менеджеров крупнейших российских и международных компаний.

По результатам исследования абсолютное большинство респондентов отметили, что в течение последних двух лет их компании увеличили свои усилия в сфере комплаенс. 84% участников также указали на рост персональной ответственности у менеджеров по комплаенс, почти такое же количество респондентов (74%) заявили, что уровень осведомленности с этическими нормами среди коллег повысился (допускалось несколько вариантов ответа).

88% опрошенных отметили, что комплаенс менеджеры в их компаниях сталкиваются с необходимостью быстро адаптироваться к новым регулятивным нормам, среди других проблем менеджеров по комплаенс можно выделить беспрецедентное расширение законодательных норм (20%) и рекордно высокие штрафы за несоблюдение правовых требований (16%), при этом допускалось несколько вариантов ответа.

Кроме этого, 89% участников исследования считают, что объем информации, публикуемой регулятивными органами, увеличится в 2015 году.

«Рост объемов информации, публикуемой регулятивными органами в России и за рубежом приводит к возникновению новых вызовов и требует значительных усилий со стороны сотрудников по комплаенс и рискам. – отмечает Олег Курзанов, директор по развитию бизнеса Thomson Reuters в подразделении Риски по России и СНГ. – В данных условиях лучше всего фокусироваться на оптимизации бизнес-процессов, заручиться поддержкой лидеров организации и уделять как можно больше времени повышению осведомленности сотрудников о комплаенс и воспитанию бизнес-этики».

Данные опроса свидетельствуют о том, что за последний год у менеджеров по комплаенс добавились новые функциональные обязанности, среди которых фокус на Закон о налоговом соответствии иностранных счетов (FATCA) и санкционный комплаенс, оценка контрагентов и регуляторный риск.

62% опрошенных заявили, что в 2015 году бюджет подразделений компаний, занимающихся рисками и комплаенс, не увеличится. Несмотря на это, 75% респондентов считают, что в течение ближайшего года возрастет необходимость увеличить затраты на комплаенс: 38% из них отметили, что увеличение затрат будет связано с усовершенствованием процессов комплаенс, а 48% заявили, что расходы будут направлены на технологическое обеспечение (допускалось несколько вариантов ответов).

82% опрошенных представителей компаний в России обеспокоены проблемой мошенничества, 74% – взяточничеством и коррупцией, а 66% – проблемой отмывания денег. В то же время, 60% респондентов обеспокоены проблемой манипулирования рынком (допускалось несколько вариантов ответов).

Борьба со взяточничеством и коррупцией является самой распространенной инициативой по противодействию финансовым преступлениям, она действует в 76% опрошенных компаний, далее следуют меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (74%) и борьба с манипулированием рынка (54%) (допускалось несколько вариантов ответов).

Говоря о вызовах в ближайшие 1-2 года, представители компаний выделили необходимость формирования корпоративной культуры и личной ответственности среди рядовых сотрудников (64%), необходимость формирования ответственности у менеджеров среднего звена (42%) и необходимость повышения тона сверху («tone from the top») (38%) (допускалось несколько вариантов ответов).

Согласно опросу, больше всего средств компании инвестируют в обучение сотрудников (58%) и процессы комплаенс (52%), далее с небольшим отрывом следуют инвестиции в технологии (42%), навыки сотрудников (40%) и в сбор информации по законодательному регулированию (26%) (допускалось несколько вариантов ответов).

В опросе приняли участие 50 руководителей высшего звена в области GRC крупнейших российских и зарубежных компаний. В большинстве вопросов допускалось несколько вариантов ответов, ответы соотнесены с количеством принявших участие в опросе.

Второй ежегодный международный GRC Форум Thomson Reuters был посвящён последним тенденциям в сфере управления рисками и комплаенс. Главными темами форума стали построение реальной системы комплаенс в организации, проблемы эффективности внедрения разработанных правил и политики среди сотрудников, партнёров и контрагентов, минимизация рисков при работе на финансовых рынках, а также преодоление барьеров между подразделениями внутреннего аудита, контроля и операционных рисков.

Результаты глобального исследования Thomson Reuters

В мае 2015 года компания Thomson Reuters опубликовала результаты шестого ежегодного исследования расходов на комплаенс.

Основные результаты исследования:

  • Увеличивается объем регулятивных изменений: менеджеры по комплаенсу перегружены лавинообразно растущим объемом нормативной информации и оказываются не в состоянии ее воспринимать. 70 % участников опроса ожидают в следующем году увеличения объема информации, публикуемой регулятивными органами, 28 % считают, что оно будет значительным.
  • Растет персональная ответственность: 59 % респондентов (53 % — в 2014-м) ожидают в 2015 году роста персональной ответственности менеджеров по комплаенсу, 15 % остальных участников опроса полагают, что этот рост будет значительным. 21 % ГСЗФИ также ожидают серьезного роста персональной ответственности.
  • Имеются проблемы с ресурсами и кадрами — от проблем поиска и удержания квалифицированных сотрудников до сокращения бюджета на специалистов по комплаенсу. 69 % респондентов в 2015 году ожидают увеличения стоимости услуг высокопрофессиональных руководителей по комплаенсу.
  • Руководители тратят много времени на решение регулятивных вопросов, начиная от корректировки нарушений и предотвращения последующих санкций до внедрения структурных изменений, отвечающих новым требованиям.

Компания Thomson Reuters исследовала около 600 практикующих служб комплаенса на рынке финансовых услуг по всему миру, включая банки, брокеров, страхователей, управляющих активами из стран Африки, Америки, Азии, Австралии, Европы и Ближнего Востока. Исследование строится на ежегодном изучении схожих респондентов и сравнительном анализе тенденций и событий; его цель — помочь регулируемым финансовым компаниям в вопросах планирования, обеспечения ресурсами и выбора правильного направления.

Этот пятиминутный видео ролик от Стейси Инглиш, главы департамента регулятивной аналитической информации компании Thomson Reuters, разъясняет, как результаты исследования стоимости комплаенса в 2015 году влияют на работу служб комплаенса в регулируемых финансовых компаниях по всему миру: https://insider.thomsonreuters.com/link.html?cn=uid594730&cid=1400924&shareToken=MzE0Mjc6N2M4YmFkODItNDVjOC00ZTdiLTlkNDUtZjYyOGY2NmQ3NDY1

Детальный отчет о результатах исследования см. здесь: http://accelus.thomsonreuters.com/special-report/cost-compliance-2015