Нефтегазовый еженедельник RPI: РФ вернулась к вопросу введения акциза на средние дистилляты

Правительство РФ совместно с нефтяными компаниями обсуждают вопрос введения акциза на все средние дистилляты с целью защиты российского рынка от различных суррогатов, которые из-за низкой цены вытесняют товарное дизельное топливо, сообщили источники в отрасли.

Производители товарного дизтоплива отмечают, что уплачивают акциз, тратят средства на модернизацию НПЗ, доводя качество продукта до стандарта Евро-5, и при этом теряют рынок, который захватывают производители суррогатных нефтепродуктов.

«Мы активно лоббируем введение акциза, акциз необходимо вводить на СМТ (судовое маловязкое топливо) и делать его выше, чем на дизтопливо, чтобы было как раньше – чем ниже качество, тем выше акциз. Это приобрело угрожающие масштабы – суррогатами уже 10% рынка «дизеля» занято! Это и недобор по налогам для государства, это для нас потеря рынка, это экология, в конце концов», – объясняет ситуацию источник в нефтяной компании.

Другой собеседник Рейтер добавил: «Некоторые НПЗ запускают дорогой гидрокрекинг ради выпуска 1,5 млн тонн дизтоплива Евро-5, при этом не собираются строить гидроочистку и продолжают гнать вдвое больший объем сернистой дизельной фракции под маркой СМТ. Потому что рынок дизтоплива тесный, а на СМТ спрос есть».

Источники в отрасли говорят, что в случае использования судового топлива для целей бункеровки для потребителей будет предусмотрена возможность возмещать уплаченный акциз.

В настоящее время многие «наземные» потребители в качестве дешевой альтернативы товарному дизтопливу приобретают судовое маловязкое топливо, которое, как правило, обходится на несколько тысяч рублей дешевле из-за отсутствия в цене акциза.

Судовое топливо, керосино-газойлевая фракция и другие прямогонные средние дистилляты, используемые в качестве замены дизельному топливу, содержат в среднем 0,5-1,0% серы, тогда как для дизтоплива в 2014 году доля серы не должна была превышать 0,035%, а в 2015 году – 0,005%.

Источник в Минфине подтвердил Рейтер, что сейчас вновь активно обсуждается проект поправок в Налоговый кодекс, многие формулировки которого были подготовлены еще год назад.

«Формулировка для определения понятия – самый большой вопрос. Необходимо дать такое определение фракционного состава по температурам, чтобы не оставить лазейки для уклонения от акциза и не навредить добросовестным производителям», – сказал источник в Минфине.

«Надо вводить акциз на всю фракцию, на все средние дистилляты – иначе не поймать. То, что ввели акциз на печное (топливо), не помогло, все сменили название на СМТ и продолжают торговать», – добавил он.

Источник в министерстве считает, что поправки в Налоговый кодекс смогут вступить в силу не ранее следующего года: «Думаю, в следующем году соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже будут действовать. Могут, конечно, успеть разработать, принять в Госдуме и ввести акциз уже с 1 июля, но это маловероятно».

По данным ЦДУ ТЭК Минэнерго, суммарный объ­ем производства судового и печного топлива в РФ в 2014 году составил 12,6 млн тонн против 10,8 млн в 2013 году.

Объем поставок товарного дизтоплива в 2014 году на рынок РФ снизился до 31,4 млн тонн против 32,3 млн.

Наталия Чумакова, Максим Назаров