Нефтегазовый еженедельник RPI: Падение пошлин приведёт к резкому подорожанию топлива в РФ

Резкое падение экспортных пошлин на нефтепродукты в январе в результате налогового манёвра при слабом понижении акцизов приведёт к ощутимому повышению экспортной альтернативы и неизбежному подорожанию оптовых партий топлива внутри страны – как минимум, на несколько тысяч рублей.

Цены на нефтепродукты на российском рынке, как правило, сохраняют премиальность по отношению к экспортному netback, в противном случае производители направляют топливо на экспорт, что в предыдущие годы неоднократно приводило к дефициту.

Расчеты Рейтер показали, что значение экспорт­ной альтернативы для автобензина в январе после снижения пошлины увеличится более чем на 6,5 тыс. руб./т на всех базисах (при условии сохранения текущих мировых котировок и курса рубля к доллару США) и сравняется с действую­щими внутренними ценами, создав предпосылки для подорожания оптовых партий автобензина в России.

«Неизбежно цены будут корректироваться по нетбэку плюс премия в размере минимум 2,5-3 тыс. руб./т, которая необходима для устойчивого баланса. Иначе (если внутренний рынок потеряет премиальность) компании будут наращивать экспорт» – утверждает источник в НК.

Ориентировочный уровень премиальности внутреннего рынка к экспортному нетбэку для высокооктанового бензина Аи-95 на европейских базисах составлял 15 декабря примерно 7,5 тыс. руб./т.

Дизтопливо

Оптовые партии дизельного топлива «летнего» и «межсезонного» на рынке РФ, как ожидается, подорожают более значительно, чем бензин, по­скольку их стоимость на внутреннем рынке намного теснее связана с нетбэком и традиционно в точности повторяет его изменения.

Железнодорожные партии ДТЛ, которое пользуется спросом в течение зимы, в настоящее время реализуются на двух базисах – самарской группе НПЗ и Омском НПЗ. Оптовые партии с поставкой по системе Транснефтепродукта продает Газпромнефтехим Салават. Внутренние цены на дизтопливо «летнее» на этих базисах очень близки к значениям экспортной альтернативы, и чтобы паритет сохранился при январских пошлинах его стоимость должна возрасти примерно на 20% (при сохранении текущего уровня мировых котировок и курса рубля к доллару).

Оптовые партии ДТЛ самарской группы НПЗ, которые реализуются по 28,25 тыс. руб./т, имеют значение экспортной альтернативы около 28 тыс. руб./т, Газпромнефтехим Салавата – реализуются по 27,4 тыс. руб./т, что практически соответствует значению экспортной альтернативы. Дизтопливо Омского НПЗ продается немного ниже альтернативы – по 26,5 тыс. руб./т при экспортном нетбэке 26,8-27,5 тыс. руб./т.

Независимо от базиса расчетное изменение альтернативы для дизтоплива в январе к декабрю составит ориентировочно 5 тыс. руб./т (при условии сохранения мировых котировок и курса рубля к доллару около текущих значений), свидетельствуют расчеты Рейтер.

Примерно на такую же величину, по мнению ис­точника в отрасли, может вырасти стоимость «межсезонного» дизельного топлива на внутреннем рынке. «Межсезонка», по сути, то же «летнее» с присадками, поэтому зависимость от альтернативы прямая. Если видим рост альтернативы на ДТЛ на 4-5 тыс. руб./т в январе, то «межсезонное» вполне может на столько же подорожать. В противном случае начнется экспортный отток», – сказал трейдер.

Рост экспортной альтернативы в январе также может отразиться и на стоимости дизтоплива «зимнего», правда не столь значительно, как на другие сорта продукта, так как его цены на внутреннем рынке традиционно намного выше нетбэка и корреляция с ним слабая.

Цена авиакеросина в России также тесно связана с уровнем расчетной экспортной альтернативы. В январе рост нетбэка и, соответственно, внутренних цен для авиатоплива к декабрьскому уровню может составить ориентировочно 15%, или при­мерно на 5 тыс. руб./т, показали расчеты Рейтер.

Изменение налогообложения также отразятся на величине нэтбэка для мазута – величина экспортной альтернативы для этого нефтепродукта в январе из-за снижения таможенной пошлины вырастет более чем в 1,5 раза.

Максим Назаров

Подробнее о Нефтегазовом еженедельнике Russian Petroleum Investor