Нефтегазовый еженедельник RPI: Алтын Кыран откроет Актау для импорта топлива в Казахстан

Сильный ветер гуляет по безлюдной площадке новенького казахстанского терминала для нефтепродуктов в порту Актау с яркой надписью Алтын Кыран на высоких резервуарах, которые напоминают картинку из снимавшегося здесь же на Каспии советского вестерна «Белое солнце пустыни».

Свой фильм о терминале его владельцы, семья бизнесменов Салжановых, готовясь к скорому запуску, уже сняли, но пока «кассовые сборы» не обещают быть высокими – клиенты не выстраиваются в очередь на перевалку, пугаясь затрат на сложную логистику транскаспийского маршрута.

Руководство терминала ещё не может похвастать хотя бы одним твердым контрактом на экспорт ресурсов, однако видит высокий потенциал для работы объекта в режиме импортной перевалки моторного топлива.

Казахстан испытывает структурный дефицит светлых нефтепродуктов и планирует продолжать их импорт по меньшей мере до 2017 года, когда должна завершиться модернизация трёх национальных НПЗ.

Новый терминал, который называется Аски-Мангистау, входит в группу компаний Алтын Кыран (или в переводе с казахского «Золотой орел») и станет первой морской перевалкой Казахстана, способной не только экспортировать нефтепро­дукты на запад, но и принимать их с моря.

Каспийский маршрут для экспорта нефтепродуктов, пролегающий из Актау в Баку и далее по железной дороге в грузинский порт Батуми на Чёрном море, снижает зависимость Казахстана от транзита через Россию и является стратегическим направлением для Астаны, загружающей его ресурсами сырья и нефтепродуктов.

В госсобственности находятся работающие на этом маршруте судоходная компания Казмортрансфлот и морской нефтетерминал в Батуми.

Новогодний подарок

Аски-Мангистау технически почти готов к перевалке нефтепродуктов, заверил Рейтер генеральный директор терминала Амангельды Салжанов, готовясь отрапортовать об открытии бессменному президенту 18-миллионной центральноазиатской республики Нурсултану Назарбаеву. «Числа 15 декабря планируем открытие, будет телемост с президентом Казахстана», – сказал Салжанов.

«Остались небольшие монтажные работы на трубопроводе между терминалом и портом и гидроиспытания, которые компания планирует завершить до конца ноября», – добавил он.

В декабре терминал начнёт перевалку в тестовом режиме. «Заказали 5 цистерн с казахстанским дизтопливом для испытания наливной эстакады, для тестового режима получим 4-5 тыс. тонн российского дизтоплива», – сказал гендиректор.

Путь орла

Каспийский маршрут экспорта нефти и нефтепродуктов через порт Актау в Средиземноморье в последние годы существенно «подсох» из-за высокой по сравнению с другими направлениями стоимости транспортировки, включающей затраты на 3 морских перевалки и железнодорожный транзит через Азербайджан и Грузию.

По словам директора, терминал имеет предвари­тельные соглашения на перевалку нефтепродуктов с крупными трейдерами и ресурсодержателями, но подписанных контрактов пока нет.

«Ведем переговоры с Vitol, Trafigura, Казмунайгазом, Socar», – сказал Салжанов.

Руководство возлагает надежды на импорт нефтепродуктов из Азербайджана и России. «Договариваемся с Socar, с российскими поставщиками, делаем расчеты экономики», – сказал замдиректора Алтын Кыран по коммерции Алебек Салжанов.

В настоящее время нефтеналивные мощности порта Актау загружены едва ли наполовину, переваливая 6 млн тонн грузов в год. Крупнейшая нефтебаза в порту мощностью 9 млн тонн нефти в год принадлежит государственному Казтрансойлу. Частный терминал Терминалекс компании Mobilex имеет пропускную способность 4,5 млн тонн нефтеналивных грузов.

Кроме того, с помощью паромной переправы из Актау экспортируется около 1 млн тонн вакуумного газойля (ВГО) в год при пропускной способности 1,4 млн тонн грузов в год.

В порту остались невостребованными и простаивают терминалы ArtisOverseas мощностью 2 млн тонн нефтегрузов в год и небольшой терминал по перевалке сжиженных газов Fresh.

По информации участников рынка, казахстанские поставщики пока не планируют пользоваться услугами новой перевалки Аски-Мангистау, находя альтернативные маршруты более рентабельными. Так, экспортёры из Казахстана с декабря 2015 года планируют перенаправить поставки ВГО с паромного маршрута Актау-Баку- Батуми в российский порт Тамань.

«Астана планирует везти мазут по железной дороге через (станцию) Самур транзитом по России в Батуми, а ВГО – через Тамань. Это дешевле, чем по Каспию, там пока нет экономики», – сказал трейдер, работающий с экспортными ресурсами Казахстана.

В то же время Батумский морской терминал – конечная точка транскаспийского маршрута – во втором квартале этого года провел модерниза­цию и увеличил емкостной парк, что позволило в мае начать перевалку мазута на танкеры дедвейтом 80 тыс. тонн.

Казахстан не имеет прямого выхода на европейский рынок и вынужден постоянно маневрировать в поисках оптимальных экспортных маршрутов. Республика ежегодно экспортирует около 3,2 млн тонн мазута, 2 млн тонн ВГО, 120 тыс. тонн печного топлива и свыше 2 млн тонн сжиженного углеводородного газа. Экспорт бензина, керосина и дизтоплива из Казахстана запрещён.

Алла Афанасьева

Подробнее о Нефтегазовом еженедельнике Russian Petroleum Investor