Нефтегазовый еженедельник RPI: Роснефть хочет увеличить экспорт морских партий ESPO Blend в 2015 году

Крупнейшая в России нефтяная компания, государственная Роснефть, обратилась в Минэнерго РФ с просьбой увеличить экспорт нефти ESPO Blend из дальневосточного порта Козьмино 2015-2017 годах на 5 млн тонн относительно текущего уровня, сообщила Рейтер пресс-служба Минэнерго РФ со ссылкой на письмо госкомпании.

Система нефтепроводов Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) поставляет нефть сибирских месторождений – сорт ESPO Blend – в тихооке­анский порт Козьмино для морского экспорта, а также напрямую в Китай по ответвлению от Сковородино в Амурской области в китайский Мохэ.

Представитель Минэнерго сказала, что глава Роснефти Игорь Сечин обратился к замминистра энергетики РФ Анатолию Яновскому с просьбой внести изменения в межправительственное соглашение между Россией и Китаем и скорректировать пункт поставки запланированных дополнительных объёмов нефти с трубопровода Сковородино-Мохэ на порт Козьмино – в ожидании расширения трубопроводной системы Китая на участке до Мохэ. В случае удовлетворения просьбы Роснефти экспорт ESPO Blend из Козьмино в 2015 году может возрасти на 20% к теку­щему году – до более чем 29 млн тонн, сообщили Рейтер два источника.

По мнению собеседников агентства, увеличение поставок сырья Роснефти в Козьмино не вызовет падения объемов экспорта сырья других произ­водителей РФ на этом направлении – Роснефти просто предоставят дополнительные квоты на прокачку, поскольку техническая возможность для этого у трубопроводного оператора Транснефть имеется. «30 млн тонн (пропускной спо­собности) на Козьмино у Транснефти в любом случае есть. 24,4 (млн тонн) – текущие поставки и ещё 5 (млн тонн) Роснефти – всё в рамках», – ска­зал один из источников. Получить комментарий пресс-секретаря Транснефти не удалось.

Источники в нефтяных компаниях, участвующих наряду с Роснефтью в поставках нефти на экспорт по ВСТО, тем не менее опасаются, что уве­личение объемов Роснефти в Козьмино приведет к сокращению прокачки их ресурса по маршруту, который экспортёры считают премиальным по отношению к другим направлениям за счёт устойчиво высокой премии на ESPO Blend на азиатском рынке. «Мохэ больше нефти не берет. Увеличить на Козьмино можно, только отняв (квоты на прокачку) у всех остальных», – сказал Рейтер источник в компании, участвующей в поставках нефти по ВСТО.

Проектная мощность нефтепровода на участке от Сковородино до Козьмино – 30 млн тонн в год, говорится на сайте Транснефти. Кроме того, существует техническая возможность для поставок нефти в Козьмино железнодорожным транспортом с эстакады в пункте налива Сковородино.

Также Транснефть намерена увеличить до конца года мощность участка Тайшет-Сковородино. «С целью обеспечения увеличения поставок нефти на российские НПЗ и на экспорт осуществляется дальнейшее развитие мощности ВСТО на участке Тайшет-Сковородино до 58 млн тонн в год. Ввод объектов в эксплуатацию запланирован в четвёртом квартале 2014 года», – говорится в еже­квартальном отчете Транснефти за апрель-июнь текущего года.

Согласно данным Минэнерго, нефтяники РФ поставили в порт Козьмино в январе-сентябре 2014 года 18,6 млн тонн нефти ESPO Blend, в том числе 6,3 млн тонн из ресурса Роснефти и 1,3 млн тонн – Томскнефти, в которой госкомпании принадлежит 50%-ная доля.

rpi-17nov

Глеб Городянкин

Подробнее о Нефтегазовом еженедельнике Russian Petroleum Investor