Нефтегазовый еженедельник RPI: Ачинский НПЗ остановлен на неопределённый срок после пожара

Ачинский НПЗ компании Роснефть остановил переработку нефти на неопределённый срок после аварии, приведшей к человеческим жертвам, сообщили источники в отрасли.

15 июня в 23:40 по местному времени на установке газофракционирования Ачинского НПЗ произошла разгерметизация шлемовой колонны К-401 с возгоранием, погибли по меньшей мере 6 рабочих. Пожар удалось локализовать только утром 16 июня.

По словам источников, взрыв установки газофракционарования привел к серьезным разрушениям не только указанной секции, но затронул соседние установки и заводские коммуникации.

Масштаб ущерба сейчас оценивается специалистами Роснефти, после чего будут установлены сроки восстановления работы завода, отмечают источники.

Госкомпания не уточнила, в какой срок планирует запустить НПЗ, не говорит также о жертвах аварии, отмечая, что предпринимает меры по предотвращению возможного дефицита нефтепродуктов в регионе.

«В связи с аварией…был утвержден план восстановительных работ, а также приняты дополнительные меры по бесперебойному обеспечению потребителей топливом. В настоящее время запас нефтепродуктов достаточен… Компания также направляет дополнительные объемы моторных топлив с других НПЗ (самарская группа заводов, Ангарский НПЗ и т.д.)», – говорится в письменном ответе Роснефти на вопросы Рейтер.

Ранее компания сообщила, что на месте происшествия был создан оперативный штаб, в централь­ном офисе Роснефти сформирована комиссия по ликвидации последствий аварии, а на Ачинский НПЗ вылетел вице-президент НК Игорь Павлов.

Источники в отрасли отмечают, что завод не может осуществлять переработку нефти. «Без этой установки невозможен производственный процесс», – сказал собеседник Рейтер.

При этом другой источник предположил, что на восстановление Ачинского НПЗ может потребоваться до полугода.

Ачинский НПЗ в первой половине мая был остановлен на плановый профилактический ремонт, который по плану должен был продлиться с 11 мая по 19 июня. Позднее стало известно, что сроки профилактики сокращены, и завод должен начать работу 12-16 июня.

На капитальный плановый ремонт были остановлены: установки первичной переработки (ЛК-6УС секция 100), гидроочистки дизельного топлива и авиакеросина, секции изомеризации и каталитического риформинга. Установку газофракционирования (секция 400) планировалось запустить 12 июня одновременно с запуском первичной переработки.

Взрыв цен

Информация об аварии и прекращении отгрузок нефтепродуктов на Ачинском НПЗ вызвала резкий рост цен на бензин и дизельное топливо производства сопредельных заводов – Омского НПЗ и Ангарской НХК.

Автотопливо А-92 Омского НПЗ в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (МТСБ) 16 июня подорожало более чем на 1 тыс. руб./т; А-92 и дизтопливо Ангарской НХК выросли в цене примерно на 500 руб./т.

Кроме того, по словам трейдеров, пожар в Ачинске стал причиной подорожания на МТСБ бензина производства Сургутского ЗСК, почти на 500 руб./т. При этом, по их данным, основной объем сургутского А-92 был продан Роснефти, которая теперь вынуждена искать топливо для обеспечения своих региональных сбытовых предприятий.

Латание дыр

Источники в отрасли говорят, что в настоящее время Роснефть рассматривает способы замещения выпавших объемов нефтепродуктов Ачинского НПЗ ресурсами других заводов, в частности продукцией Ангарской НХК, которая также принадлежит госкомпании. Кроме того, госкомпания рассчитывает восполнить недостаток топлива для своих региональных сбытовых подразделений закупками на свободном рынке, в том числе на уфимской группе НПЗ.

Стараясь не допустить дефицита нефтепродуктов в регионе, Роснефть рассматривает возможность сокращения или переноса сроков ремонтов на Ангарской НХК, увеличения ее загрузки и сокращения экспорта, утверждают источники в отрасли.

Запуск Ачинского НПЗ после профилактики в середине июня, как полагали трейдеры, должен был компенсировать снижение предложения дизтоплива производства Ангарской НХК, планировавшей остановить с 11 июня по 22 июля на капитальный ремонт установку гидроочистки дизельного топлива мощностью 1,5 млн тонн в год.

Тщетные планы

По информации трейдеров, в июне, после завершения ремонта, Ачинский НПЗ рассчитывал произвести примерно 40 тыс. высокооктановых автобензинов и 78 тыс. тонн дизельного топлива, в том числе 10 тыс. тонн зимних сортов, которые планировалось поставить по программе северного завоза. Бензины и дизтопливо разрешенных классов Ачинский НПЗ почти в полном объеме поставляет на внутренний рынок РФ.

В Красноярский край ежемесячно поставляется примерно 30 тыс. тонн автобензина и примерно столько же дизельного топлива. Поставки автобензина Ачинского НПЗ занимают значительную долю в снабжении нефтепродуктами Алтайского края (200 тыс. тонн в 2013 году), примерно по 100 тыс. тонн в прошлом году было поставлено в Иркутскую и Томскую области и Республику Хакасия. Наибольшие объемы дизтоплива, помимо Красноярского края, поставляются в Иркутскую область (350 тыс. тонн в 2013 году), Кемеровскую область (270 тыс.), Алтайский край (110 тыс.), в Бурятию (120 тыс.) и Якутию (90 тыс.).

Пожар на НПЗ Киришинефтеоргсинтез (Кинеф) Сургутнефтегаза произошел утром 17 июня. Происшествие обошлось без жертв, но завод будет вынужден сократить производство дизтоплива, сообщили региональное МЧС и источники на рынке. Авария стала следствием разгерметизации трубопровода с утечкой и последующим воспламенением водорода при выводе в ремонт установки гидрокрекинга.

По информации источника в Сургутнефтегазе, переработка вакуумного газойля на установке гидрокрекинга в настоящее время не ведется, соответственно прекращен выпуск дизтоплива Евро-5. Другой собеседник Рейтер отметил, что остановка комплекса приведет к сокращению производства продукта в ближайшие полтора-два месяца как минимум на 150 тыс. тонн. Пресс- службы Сургутнефтегаза и Кинефа отказались от комментариев, в то время как в приемной гендиректора завода отметили, что «предприятие продолжает работать в штатном режиме».

На установке гидрокрекинга Кинефа в месяц вырабатывается примерно 100 тыс. тонн дизтоплива Евро-5, при этом общий объем производства продукта на заводе с начала весны превышал 0,5 млн тонн в месяц, из которых примерно 400 тыс. тонн экспортировалось трубопроводным и железнодорожным транспортом.

Снижение производства сорта Евро-5 приведет к общему сокращению экспорта за счет железнодорожных отгрузок при сохранении объемов трубопроводных поставок, говорят источники.

Представитель Транснефти Игорь Демин сообщил Рейтер, что в настоящее время Кинеф продолжает сдачу дизтоплива Евро-5 в продуктопровод «Север» в соответствии с утвержденным ранее графиком. «(В Приморск) все идет в соответствии с графиком, утвержденным на июнь. Никаких изменений ни по приему, ни по сдаче у нас не было», – сказал он.

По информации трейдеров, в июне из Приморска Сургутнефтегаз планировал отгрузить на экспорт 181 тыс. тонн дизтоплива Евро-5. Источники ожидают, что в результате остановки производства этого нефтепродукта из-за аварии на гидрокрекинге железнодорожные отгрузки снизятся на 100 тыс. тонн в ближайшие месяцы.