Нефтегазовый еженедельник RPI: Топливные субсидии – деньги в трубу

Субсидии на ископаемые виды топлива обходятся правительствам развивающихся стран более чем в $500 млрд ежегодно и в значительной мере способствуют изменению климата, считают Международное энергетическое агентство (IEA) и Международный валютный фонд (МВФ).

Основная доля субсидий приходится на государства Ближнего Востока, Северной Африки, Азии и некоторые страны Латинской Америки, согласно базе данных IEA. На страны-экспортеры энергоносителей в 2012 году пришлось три четверти всех потребительских субсидий, а на страны ОПЕК – более половины.

Субсидии покрывают 82% стоимости электроэнергии и топлива в Венесуэле, 80% в Ливии, 79% в Саудовской Аравии, 74% в Иране и 56% в Ираке и Алжире. Для сравнения, в Индии этот показатель равен 18%, а в Китае 3%. В 2012 году субсидии обошлись крупным производителям нефти – Ирану, Саудовской Аравии и России в $180 млрд.

Рациональное ценообразование

В сентябре 2009 года лидеры крупнейших экономик мира в ходе встречи «Большой двадцатки» в Питтсбурге пообещали отменить в среднесрочной перспективе неэффективные субсидии на ископаемые виды топлива. По мнению IEA, отмена субсидий на нефть, газ и электроэнергию и приведение цен в соответствие с мировыми эталонами позволит замедлить рост спроса на энергоносители на 5% и сократить выбросы углекислого газа на 2 млрд тонн в год к 2020 году, что соответствует нынешнему объему выбросов в Германии, Франции и Великобритании вместе взятых.

Повышение тарифов на бензин, дизельное топливо и керосин до рыночных уровней позволит экономить 4,7 млн баррелей нефти в сутки к концу десятилетия. Кроме этого, сокращение субсидий позволит значительно улучшить государственные бюджеты. Из 58 стран, субсидировавших бензин, дизельное топливо или керосин в 2010 году, 46 имели бюджетный дефицит, причем в 27 случаях дефицит превышал 3% ВВП, говорится в отчете МВФ, в котором критикуется нагрузка на налогоплательщиков.

Снижение субсидий наполовину приведет к сокращению бюджетного дефицита в среднем до 0,8% ВВП с 2,1%, говорится в отчете. Субсидии зачастую превышают расходы на инфраструктуру и социальную помощь, например, Индонезия тратит на топливные субсидии больше, чем на образование или здравоохранение. Венесуэла продает бензин по 6 центов за галлон, теряя $30 млрд экспортной выручки – больше всех расходов государства на социальные программы, сообщил в опубликованном в мае докладе эксперт Джим Крейн из Университета Райса.

Вредные отходы

Правительства оправдывают субсидии борьбой с бедностью и стимулированием экономического развития, но в реальности не происходит ни того, ни другого. Основная доля льгот достается не беднякам, а среднему классу. В Индонезии, например, 40% наиболее обеспеченных семей достается 70% субсидий, а 40% наименее обеспеченных – 15%. Кроме того, субсидии поощряют чрезмерное потребление. Саудовская Аравия стала одним из крупнейших в мире потребителей энергии на душу населения за счет искусственно поддерживаемых низких цен на бензин и электроэнергию, которые угрожают сокращением объема нефти, доступного для экспорта.

Многие страны дают больше субсидий на керосин, используемый для приготовления пищи и освещения, чем на бензин и дизельное топливо, заправляемые в автомобили. Но разница в ценах стимулирует незаконное включение керосина в поставки дизельного топлива. Таким образом, политика, направленная на обеспечение бедняков топливом для приготовления пищи, в конечном счете помогает среднему классу оплачивать использование автомобилей.

Субсидии также стимулируют контрабанду. В Иране дизельное топливо продается по 12 центов за литр, а в соседнем Пакистане по $1,20, в результате чего, по оценке IEA, ежедневно из Ирана в Пакистан и Афганистан незаконно ввозится 60 тыс. баррелей топлива. Для предотвращения контрабанды в Йемен и другие соседние государства Саудовская Аравия досматривает выезжа­ющие автомобили на границе, чтобы убедиться, что топлива в них хватит только до ближайшей АЗС в стране назначения.

Общественный договор

Несмотря на убедительные доводы, отмена субсидий идет крайне медленно, так как дешевые топливо и электроэнергия часто являются одним из условий общественного договора между правительством и населением. «Крупные производители энергоносителей рассматривают потребительские субсидии, позволяющие искусственно занижать цены на топливо, как способ поделиться доходами от местных природных ресурсов», – говорится в докладе IEA. «Субсидии на ископаемые виды топлива позволяют странам-экспортерам энергоносителей распределять доходы от полезных ископаемых, повышая легитимность правительств, многие из которых не были избраны демократическим путем», – считает Крейн из Университета Райса.

Даже в странах-импортерах топлива, например, в Индонезии и Пакистане, субсидии на электроэнергию и керосин жизненно необходимы для политиков как способ заручиться поддержкой среднего и низшего среднего класса в городах – социальных групп, способных стать основной протестного движения.

Попытки реформ

Политики большинства стран вслед за Всемирным банком, МВФ и IEA признают необходимость сокращения или отмены субсидий, но попытки сделать это не принесли заметных результатов. Цены на топливо в Иране, Индонезии, Гане, Кении, Филиппинах, Мозамбике и ряде других стран существенно выросли за два последних десятилетия, но в других странах повышение цен пришлось отыграть назад из-за протестов населения. Пример Ирана и Индонезии показывает, что реформа субсидий провоцирует сопротивление граждан.

Реформы должны сопровождаться разъяснениями, что больше всех от субсидий выигрывают богатые семьи, которые способны оплатить полную стоимость энергоносителей, а также целевыми мерами поддержки беднейших слоев населения. Реформы могут быть более успешными при снижении цен на нефть, когда отмена субсидий будет менее заметной. Например, Китай и Индонезия сократили субсидии во время снижения цен на нефть в 2009-2010 годах.

Даже если полная отмена субсидий невозможна, цены на энергоносители могут быть деполитизированы за счет открытой привязки розничных цен на бензин, дизельное топливо и керосин к мировым эталонам с помощью фиксированных формул с возможностью их коррекции. «Введение автоматической ценовой формулы… может дистанцировать правительство от ценообразования на энергоносители и показать, что изменение внутренних цен отражает изменение мировых цен, находящихся вне контроля правительства», – говорится в докладе IMF.

Крупные поставщики топлива – Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Россия, Кувейт, Венесуэла, Ливия и Алжир – не спешат двигаться к более разумному ценообразованию, что приводит к стремительному росту потребления нефти и выбросов в этих странах. Некоторые из них уже вынуждены импортировать газ для удовлетворения спроса на электроэнергию. «Само государство учит людей напрасно тратить ресурсы», – пожаловался редактор кувейтской газеты. Но реформа субсидий, скорее всего, невозможна без значительных политических и социальных перемен.

 

Джон Кемп

Подробнее о Нефтегазовом еженедельнике Russian Petroleum Investor