Нефтегазовый еженедельник RPI: Крым доедает запасы топлива у двери в российский рынок

Снабжение нефтепродуктами присоединённого Россией Крыма идёт с перебоями, что заставляет сети АЗС полуострова использовать имеющиеся запасы топлива и одновременно налаживать отношения с новыми поставщиками, заменяя прежние маршруты доставки ресурсов.

Присоединение Крыма, вызвавшее самый глубокий со времён холодной войны кризис в отношениях Москвы и Запада, не приблизила полуостров к остальной российской территории географически – 2 млн новых граждан РФ отделены от неё морем, а прямое сухопутное сообщение возможно только через Украину.

Традиционные спутники революционных перемен – пустые полки магазинов и перебои с топливом – угрожают Крыму в той степени, в которой он зависел от снабжения по железной дороге: сейчас российские грузоотправители предпочитают завозить товарные партии морем, говорят трейдеры.

Сети автозаправок полуострова перед скачком сезонного спроса имеют приблизительно месячный запас топлива, но опасаются, что бюрократические проволочки помешают им вовремя пополнять резервы, сообщили Рейтер крупные розничные операторы Крыма.

«Мы имеем месячный запас топлива, есть и подпитка… – в конце апреля через (порт) Феодосию ждем танкер с продуктом из России», – рассказал работник симферопльской компании Атан-Крым, насчитывающей 80 АЗС и шесть нефтебаз.

RPI22apr2014

Трудности у розничных операторов возникли с необходимостью юридической перерегистрации компаний у новых властей и переходом в расчётах с гривны на рубль.

«Проблема в том, что там (в Крыму) нет централизованных рублевых расчетов, никто не может зарегистрировать новое юридическое лицо – этого механизма еще нет. Сложился какой-то юридический тупик и, соответственно, никто туда ничего не завозит», – сказал Рейтер эксперт украинской консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн.

По данным отраслевых аналитиков, в Крыму действуют около 450 автозаправок, львиная доля которых принадлежит частным компаниям. Российские Лукойл и Роснефть владеют небольшими сетями – соответственно 13 и 9 АЗС, украинской Укрнафте принадлежит 13 объектов.

Железнодорожный занавес

Потребности Крыма в автобензине составляют 200-250 тыс. тонн в год, в дизтопливе – около 300 тыс. тонн, без учета поставок военным, считают участники рынка.

Трейдеры затруднились оценить, какая доля этого объёма приходится на железнодорожные поставки, но признают, что прекращение транзита в любом случае вызовет дисбаланс местного топливного рынка.
Российские компании практически прекратили поставки топлива в Крым по железной дороге через территорию Украины, опасаясь потери грузов при транзите, в то же время Крым продолжает импортировать нефтепродукты из Белоруссии.

«Железнодорожные поставки (в Крым) действительно сильно снизились из-за риска невозврата подвижного состава… Вагоны туда уходят, а обратно не возвращаются и непонятно, вернутся когда-нибудь или нет», – прокомментировал один из трейдеров.

Украинский железнодорожный оператор Укрзализныця утверждает, что не препятствует транзиту грузов в Крым. «Всё идет в штатном режиме независимо от страны отправителя», – сказал представитель компании.

Альтернативой железной дороге могут быть морские поставки топлива через три крымских порта – Керчь, Севастополь и Феодосию, в прежние времена использовавшиеся для экспорта углеводородов, в том числе из России и Казахстана.

«В период навигации на Волго-Донском бассейне не представляет труда завозить топливо танкерами река-море в Крым напрямую с НПЗ на Волге. Зимой этот канал не будет доступен, хотя и потребность в топливе на полуострове в зимний период заметно снижается», – сказал источник в Лукойле. Официальный представитель компании вопрос снабжения топливом Крыма комментировать отказался.

Сокращение объемов поставки нефтепродуктов на полуостров пока не сказалось на розничных потребителях, говорят операторы сетей АЗС.

Источник в Лукойле сказал, что компания в настоящее время имеет достаточный запас нефтепродуктов, уже прибывших на территорию Крыма. «На начало месяца в Феодосии у нас 30 тыс. тонн бензина, проблема только в том, что он туда пришел фактически по мировым ценам», – отметил он. При необходимости для своей сети АЗС в Крыму компания может доставлять ресурсы также цистернами через паромную переправу в Керчи.

Автозаправочные станции украинской Укрнафты также пока работают в обычном режиме, продолжая завозить топливо бензовозами с Украины. «Наши АЗС (в Крыму) снабжаются без перебоев. Реализация у нас шла и идет постоянно», – сказал сотрудник Укрнафты в Киеве.

По словам сотрудника фирмы ТЭС, осуществляющей продажу бензина на 74 заправках и трех нефтебазах в Крыму, его компания не испытывает в настоящее время недостатка в топливе. «Топливо есть на станциях, на нефтебазах есть запас. Отпускаем и с АЗС, и с нефтебаз в автоцистерны», – сказал он.

Станет дешевле?

Розничные цены на бензин в Крыму должны снизиться по мере распродажи существующих запасов и замещения их объемами по внутрироссийским ценам, однако размер снижения пока остается под вопросом.
Потребители Крыма рассчитывают на скорое снижение цен на заправках на 25-30% от текущего уровня, как обещали им местные чиновники, то есть примерно до 28-29 руб./л.

Между тем, по мнению источника в российской нефтяной компании, снижение будет намного скромнее. «На наших АЗС в Крыму цена может постепенно снизиться до 33 руб./л с 40 руб./л сегодня. По моему мнению, основной ориентир цены, к которому придет рынок, – это уровень Краснодара плюс затраты на логистику», – считает он.

Сейчас самая популярная марка бензина А-92 продается в Крыму по цене 39-41 руб./л, в то время как его стоимость в Краснодаре составляет около 31 руб./л.

«Таким образом, 33 рубля (А-92) в Крыму в пер¬спективе вполне объяснимо с учетом дополнительных затрат по доставке морем. В этом случае снижение в регионе составит 17-18%, но не 30%, и произойдет это не сразу, люди же захотят воспользоваться возможностью заработать», – отмечает источник.

На сегодняшний день расчёты за топливо в Крыму идут как в гривнах, так и в рублях. Например, АЗС Лукойла топливо уже отпускают за рубли, а ТЭС ведет реализацию пока за гривны.

RPI22apr2014(1)

Максим Назаров, Алексей Ярковой

Подробнее о Нефтегазовом еженедельнике Russian Petroleum Investor