Нефтегазовый еженедельник RPI: Речной экспорт нефтепродуктов упадёт и прибавит работы РЖД

Речные перевозки нефтепродуктов на экспорт из России снизятся в период летней речной навигации 2014 года из-за перераспределения экспортёрами маршрутов поставки и номенклатуры грузов, показал мониторинг Рейтер.

Сокращение грузовой базы речных перевозок из-за модернизации российских НПЗ наряду с изменением тарифной политики судоходных компаний и ухудшением условий судоходства, вызванных недостаточным накоплением резервов водохранилищ, приведут к перераспределению объемов и структуры переваливаемых на речные суда грузов и увеличит долю железнодорожных перевозок, говорят трейдеры и судовладельцы.

«Мы не ожидаем увеличения загруженности Волго-Балтийского канала в навигацию 2014 года», – сообщил Рейтер представитель UCL Holding, владеющего пароходством В.Ф.Танкер.

Перевозки нефтеналивных грузов по российским внутренним водным путям в период летней навигации, длящейся с апреля по ноябрь, использу¬ется многими НПЗ в бассейне Волги из-за более низких тарифов в сравнении с железной дорогой.

В европейской части страны Волго-Балтийский и Волго-Донской маршруты – два основных направления речных поставок нефтепродуктов, которые в дальнейшем переваливаются на экспорт в морские суда через береговые терминалы и танкеры-накопители в районе Санкт-Петербурга и порта Кавказ Азово-Черноморского бассейна.

Не зная броду

Из-за малоснежной зимы 2013-2014 года проходные глубины на некоторых участках внутренних водных путей в период летней навигации могут снизиться, заставляя судовладельцев ограничивать загрузку танкеров, а экспортёров – вновь за¬думаться о железнодорожной альтернативе.

«Недогруз приводит к росту фрахтовых ставок, поэтому, если глубины будут низкие, часть грузов может летом вернуться на железную дорогу», – сказал один из трейдеров.
По данным Гидрометцентра России, к началу марта в бассейне Волги в целом запас воды в снежном покрове составил 85% от нормы, а в бассейнах Рыбинского и Чебоксарского водохранилищ, Костромы, Унжи, Оки и реки Москвы – лишь 15-62% от нормы.

Запасы воды в снежном покрове, сформировавшиеся к началу марта в бассейнах Рыбинского и Чебоксарского водохранилищ, Костромы, Унжи, Оки и реки Москвы, оказались меньше прошлогодних на 43-99 мм, в бассейнах Суры и Ветлуги – близкими к ним, в бассейнах Куйбышевского, Саратовского и Волгоградского водохранилищ, Вятки, Камы и Белой – на 23–55 мм превышали прошлогодние значения.

По информации Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), из-за низких уровней воды в Горьковском водохранилище с 25 апреля вводятся ограничения на осадку судов на участке реки Волга от Рыбинского гидроузла до Балахны.

«Отметка уровня воды в Горьковском водохранилище составляет 82,9 мБС (абсолютной высоты), что на 0,7 метра ниже минимального навигационного уровня», – сообщил Росморречфлот.
Однако федеральное бассейновое управление (ФБУ) Волго-Балт считает, что хотя бы в начальный период навигации глубины поддерживать удастся. «Конечно, если летом будет засуха, уровень может снизиться» – сообщили Рейтер в ад¬министрации Волго-Балта.

На южном маршруте – Волго-Донском – картина сходная. «Гарантированные глубины сейчас выполняются, дальше все будет зависеть от объемов сброса воды», – рассказали Рейтер в администрации Азово-Донского бассейна.

Судовладельцы тоже обеспокоены глубинами в предстоящую навигацию: «Есть определенные опасения по поводу достаточного уровня воды в Рыбинском водохранилище и реке Шексне. При недостаточных глубинах на данных участках суда вынуждены идти с недогрузом», – говорит представитель UCL Holding.

Тарифная неразбериха

Снижение проходных глубин в навигацию 2014 года находится в противофазе с изменением тарифов судовладельцев. «В прошлом году было всё довольно понятно – транспортные услуги на речке рассчитывались с коэффициентом 0,7 от железнодорожных тарифов.

В этом году все считают по-разному: некоторые судовладельцы пытаются привязать стоимость к курсу доллара, а заморозка тарифов РЖД вместе с тарифным коридором добавляет неразберихи», – сообщил один из грузоотправителей.

Российские власти заморозили индексацию регулируемых Федеральной службой по тарифам (ФСТ) тарифов естественных монополий, в том числе Российских железных дорог (РЖД), в 2014 году. Однако правило «тарифного коридора» позволяет РЖД регулировать стоимость своих услуг за перевозку отдельных видов грузов без дополнительного согласования с ФСТ – от минус 12,8% до плюс 13,4% (коэффициенты 0,872 и 1,134), регулируя спрос на перевозки и собственные доходы.

В результате РЖД может повышать или понижать стоимость транспортировки по отдельным грузам и направлениям, что, в свою очередь, повлияет на тарифы и объемы речных перевозок. «Железнодорожные маршруты пока более выгодны, хотя ситуация постоянно меняется», – сказал источник.

ВГО вытесняет мазут

Структура переваливаемых на реке грузов в летнюю навигацию 2014 года также изменится, говорят трейдеры. Так, например, НПЗ ТАНЕКО в Татарстане мазут и дизтопливо планирует отгружать по железной дороге, а для речных перевозок оставит лишь небольшой объем ВГО – около 10-15 тыс. тонн. Практически весь объем экспортируемого в 2013 году вакуумного газойля в этом году будет направляться на новую установку гидрокрекинга.

Башнефть в период навигации 2014 года будет отгружать около 130-150 тыс. тонн ВГО в месяц, а мазут также планирует поставлять по железной дороге в рамках действующих долгосрочных контрактов.

Нижнекамский НПЗ ТАИФ-НК в период с мая по сентябрь 2014 года отгрузит на накопитель в Санкт-Петербурге около 300 тыс. тонн вакуумнго газойля – по 60 тыс. тонн ежемесячно. Но после планового ремонта в сентябре-октябре ВГО планируется поставлять соседнему заводу ТАНЕКО для переработки на новой установке гидрокрекинга, и на реку продукт уже не вернётся.

Орский НПЗ компании Фортеинвест также будет отгружать по реке только ВГО в объеме 50-60 тыс. тонн из порта Октябрьск Самарской области на рейд порта Кавказ. Первый танкер с газойлем был отправлен в начале апреля, сообщили Рейтер источники на предприятии. Орский НПЗ уже перенаправил мазут на железную дорогу для поставок в порт Тамань – отгрузки начались в ноябре прошлого года.

Роснефть планирует сохранить объем речных перевозок на уровне прошлого года: для перевалки нефтепродуктов самарской группы заводов и Саратовского НПЗ компания будет использовать четыре танкера-накопителя, сообщила пресс- служба Роснефти. В апреле компания отгрузит по Волго-Дону около 180 тыс. тонн нефтепродуктов Саратовского НПЗ, объем поставок самарской группы заводов будет зависеть от сроков начала навигации.

Лукойл в 2014 года планирует отгрузить с Волгоградского НПЗ около 1,27 млн тонн ВГО и, возможно, около 100 тыс. тонн мазута по южному маршруту, а с завода Нижегороднефтеоргсинтез – около 1 млн тонн мазута по Волго-Балту. Новошахтинский НПЗ в Ростовской области также планирует сохранить объем перевозок на уровне прошлого года – около 1,6 млн тонн, поставив в Керченском проливе два накопителя.

Наталья Чумакова

Подробнее о Нефтегазовом еженедельнике Russian Petroleum Investor